Введение в CGI


Строки символов


В С нет специального типа данных, который позволял бы работать со строками символов. Для этой цели используются массивы символов. Одиночный символ или массив символов можно объявить через оператор char:

char a='\000'; char buf[]; char buf[20];

В первом случае переменная a — это просто одиночный символ. В зависимости от реализации компилятора на него будет отводиться разное число байтов. В наиболее экономичном варианте — 1 байт, если символ отображается на короткое целое — 2 байта, если в архитектуре аппаратной платформы нет числа меньше четырех байтов — на четыре байта. Одним словом, не следует думать, что под символ всегда отводится 1 байт.

Символы можно использовать в арифметических операциях:

#include <stdio.h> #include <stdlib.h> void main() { unsigned char a='a'; a++; printf("%c\n",a); }

В результате этих нехитрых операций вместо "a" будет напечатано "b". Код символа рассматривается как целое число и увеличивается на 1. Этот принцип можно использовать при преобразовании строчных латинских букв в заглавные (с буквами русского алфавита так не получится).

Определив массив символов buf[20] в 20 символов длиной, мы зарезервировали под него место, в которое можем разместить 20 символов. При объявлении buf[] мы только обозначаем, что будем использовать переменную buf для обращений к массиву символов. Места под сам массив мы не отводим. То есть место мы отвели, но под указатель — переменную, которая будет хранить адрес массива символов. Следовательно, buf[20] отводит место под массив и под указатель на него.

Однако, как же быть со строками символов? Ведь все переменные окружения — это строки символов. Для работы с ними используются функции, которые описаны в include-файле string.h:

strcmp() — сравнение строк strcpy() — копирование строк strstr() — поиск подстроки и т.д.

При этом строка распознается по символу '\000' в конце строки, т.е. все разряды байта или совокупности байтов, в которой расположен символ, равны нулю. Приведем пример копирования QUERY_STRING в массив символов query:

#include <stdio.h> #include <string.h> void main() { char query[1024]; strcpy(query,getenv("CONTENT_LENGTH")); printf("Content-type: text/plain\n\n%s\n", query); }

Функция strcpy() копирует строку запроса из переменной окружения QUERY_STRING в переменную query и после нее дописывает символ '\000'. Мы заранее отвели побольше символов под массив query, т.к. strcpy не проверяет границ массива, и при такой операции можно запросто "наехать" на область памяти, не отведенной под наш скрипт, что приведет к его аварийному завершению (segmentation violation — как это знакомо). Поэтому лучше контролировать размеры буферов и использовать указатели.



Содержание раздела